13 квітня
2017 р.
Духовная жизнь и тысяча мелочей
Старцы говорят...

Мы, православные, всегда найдём, чего бояться. В конце 90-х чуть ли не все боялись ИНН, в нулевых многие начинали дрожать при упоминании о биометрических паспортах. Теперь вот некоторых берёт оторопь, когда при оформлении, например, Шенгенской визы приходится сдавать отпечатки пальцев.

За годы, прошедшие с начала антикодовой истерии, у нас даже сформировался определённый тип прихожан. Они обычно кочуют из прихода в приход, и, глядя на нашего брата глазами страдающей бессонницей совы, полушёпотом спрашивают всегда об одном: «а можно ли?..», «а не страшно ли?..» И попробуй сказать не то, что они хотят услышать! Сразу начнётся: «а вот в монастырях!..», «а вот старцы говорят!..» И хоть кол на голове теши, хоть дубиной отмахивайся – всё без толку. А почему? Потому что «старцы говорят»...

Я тут на досуге задался вопросом: что же заставляет «старцев говорить»? Чем руководствуются те, кто придумывает и распространяет псевдоапокалиптические нелепости, смущая людей и позоря Церковь? Ответ нашёлся сам собой. В одиннадцатой главе книги Бытия: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». 

«Сделаем себе имя». Старо как мир, но ведь работает! Сколько захолустных монастырей поправили материальное положение, появились на картах паломнических маршрутов и обросли поселениями «беглецов от антихриста» благодаря взятой на щит кодофобии? Сколько вполне заурядных батюшек приобрели славу «старцев», окружив себя десятками чад-отказников? Да и не шибко перспективных приходов, приросших новыми жертвователями благодаря навязчивой проповеди «конца времён и грядущего антихриста», тоже хватает.

Так что всем, кто встревожен обилием технических новшеств в нашей жизни, настоятельно рекомендую успокоиться. Люди, стремящиеся вас напугать и связать в вашем сознании отпечатки пальцев с предательством Христа, всего лишь создают имя. Те, кто хитры и бессовестны, – себе, а боязливые и недалёкие – другим.

«Брак честен и ложе нескверно»

Откуда в нашей православной среде появилась дурацкая мода на обсуждение подробностей интимной жизни на исповеди? Кто вообще решил, будто Церкви есть какое-то дело до того, что происходит в супружеской спальне? У кого первого хватило ума начать выискивать грехи в том, о чем еще апостол Павел сказал: «Брак честен и ложе нескверно»?

Некоторые ведь прихожане так усердствуют, что пока прямо не запретишь об этом говорить, не успокоятся. А всё почему? Потому что вот-де эдакий старец из такого-то монастыря сказал...

Я, конечно, не старец, но тоже скажу. Дорогие православные, запомните раз и навсегда: то, что происходит между супругами в спальне, вправе обсуждать только сами супруги и только между собой. Не ищите греха там, где его нет. И нашего брата-священника к этому не приобщайте. Не наше это дело. Задавать вопросы о вашей интимной жизни не имеет права ни священник, ни монах, ни архиерей. 

А если водится за кем излишний интерес к деликатным подробностям, то обходите таких горе-духовников десятой дорогой. Хоть бы какими старцами они не слыли.

Протоиерей Владимир ПУЧКОВ

Газета «Православная Винниччина», №3 (43), март 2017 г.