14 червня
2017 р.
Как винничане, не планируя, на пик Афона поднялись
Семнадцать монастырей посетила группа винничан во время майского паломничества на Святую Гору Афон. А еще верующие взошли на самую высокую точку монашеской горы, хотя этого и не планировали. Как так получилось – рассказывает участник паломничества протоиерей Алексий НАВАЛИХИН, клирик храма блаженной Ксении Петербургской г. Винницы.

– Афон – особое место на Земле, второй Удел Божией Матери. Место монашеского делания и паломничества. Ежедневно на Святую Гору могут заехать 120 человек, во всяком случае, именно столько разрешений, так называемых «диамонитирионов», выдают в Уранополисе за день. Паломников много, и только мужчин. Более активное движение там начинается после Великого поста. Промыслом Божиим, Богородица приняла и нашу группу.

Перед поездкой своим спутникам я говорил: то, что мы планируем (где остановимся, какие монастыри посетим), и то, что будет на самом деле, может очень сильно отличаться. Так у нас и получилось.

Первый монастырь, который мы посетили, был Хиландар. Там пребывают мощи преподобного Саввы Сербского, растет виноград Симеона Мироточивого – его ягоды благочестивые христиане, не имеющие наследников, принимают как благословение на рождение детей. Несколько человек просили меня привезти изюм с этого винограда – монахи дали, записали имена семейных пар на молитву и сказали, какое правило нужно исполнять желающим иметь детей.

Потом мы направились в монастырь Зограф, там был наш первый ночлег. Пообщались с духовником, взяли благословение на исповедь и причастие в обители. Он благословил, а потом спросил: «Батюшка, а хотите завтра послужить?»

Вообще на Афоне, чтобы служить, надо брать благословение Вселенского Патриарха. Перед выездом я пытался по-честному такое разрешение получить – и через Патриархию, и через нашу Митрополию – ничего не вышло. А тут так просто – хотите? Конечно, хочу! И так мы вдвоем совершили Литургию. Первую для меня на Святой Горе.

Началось богослужение в 3.30 ночи, завершилось в 6 утра. После этого мы посетили Ватопед, Пантократор. И все пешком, приблизительно 20 километров.

А дальше пошло уже не так, как мы планировали. Должны были ночевать в Филофее, но там готовятся к престольному празднику, делают ремонт и паломников пока не принимают. Посоветовали идти в Каракал, но там мест не оказалось. Позвонили в Великую лавру, откуда начинался монашеский Афон, договорились, чтобы нас приняли, и вечером на автомобиле туда отвезли.

+ + +

– Когда мы только разрабатывали маршрут, меня спрашивали – будем ли на вершину подниматься. Я объяснял, что афониты рекомендуют подъем только к осени, когда еще не холодно, но уже не жарко, камень прогретый, теплый. Зимой туда вообще нежелательно ходить, т.к. крутой подъем и скользко. Летом очень жарко, а весной, из-за разницы температур теплого воздуха и холодного после зимы камня, можно легко подхватить воспаление легких. Так что если подниматься, то лучше осенью.

Но вот в лавре встречаемся с паломниками из Самары, они говорят: только спустились, так хорошо! На вершине, правда, снег лежит, но очень комфортно и тепло. И один из насельников монастыря, Анатолий, украинец, он там уже
8 лет подвизается, приходит к нам вечером в келлию пообщаться, достает три киви: «Вот вам, батюшка, скушаете на вершине». Мы пытаемся сказать, что не планируем подъем, а он уже всем вокруг поясняет: «Батюшка с группой завтра на вершину собирается идти».
А мы к тому времени уже записались на утро ехать в Карею, административный центр Афона. Я и говорю своим спутникам: «Давайте ничего не загадывать, заботиться о завтрашнем. Утро придет – и Господь Сам устроит».

Ночью, по афонской традиции, мы пошли на службу, и вот уже

6 утра, время бежать на автобус, а богослужение не закончилось. Спрашиваю у ребят – пойдем или останемся до конца Литургии? Остались. Потом пошли на трапезу, а там опять Анатолий подходит: «Идете на вершину?» «Не знаю». Он дал нам продуктов с собой: «Идите, вы дойдете». И мы пошли.

+ + +

– Дорога перед нами лежала непростая: плавный подъем на 15 километров, но при этом восходишь на полторы тысячи метров. Специальной обуви у нас, естественно, не было, ехать на мулах (есть такая возможность) не по карману – это 150 евро стоит, из вспомогательных средств – только посохи самодельные. Оказалось, с ними очень удобно идти: при подъеме можно дополнительно опереться, при спуске, когда с непривычки крепатура возникает, мягче шагать, ногам чуть легче.

Двигались быстро, не расслабляясь. В дороге встречали других паломников – молдаван, румын, англичан, американцев, русских, украинцев. Общались, делились фруктами.

В пути читали особое молитвенное правило. Духовник Зографа, узнав, что мы из Украины, сказал: «У вас такая беда в стране, вы не просто ходите, возьмите какое-то правило и молитесь в пути ради мира и благополучия в Украине». Так мы и шли – по очереди читая «Богородице Дево», Пасхальный тропарь, молитву Иисусову. Конечно, идти в горку и молиться вслух тяжело. Но по благословению мы это делали.

Так, слава Богу, почти за 7 часов мы преодолели эти 15 километров и пришли к храму Панагия, расположенному чуть ниже вершины. Там живет один монах русскоязычный, который принимает и размещает паломников. Последние три километра были очень сложные: более крутой подъем и солнце жаркое… Конечно, устали. Монах нас встретил, говорит: «Садитесь, снимайте обувь», – и начинает нам ноги мыть. Мы стали противиться: «Нет-нет, как можно?!» А он: «Здесь такая традиция, не возмущайтесь».

Потом напоил нас чаем, мы совершили вечернюю службу и разместились на ночлег.

+ + +

– Ночь была теплая, градусов до 20, а утром резко холодно, так что одевались во все, что нашлось в рюкзаках. Вещи оставили на Панагии, поднимались налегке. В дороге нас дождик застал, ветерок обдул. Шли по каменистой тропе, ближе к пику уже кое-где снег лежал, так что на вершине мы даже в снежки поиграли. Контраст поразительный: тут снег, температура около нуля, а внизу – зелено, 22-29 градусов.

На вершине, а это 2033 метра над уровнем моря, находится храм Преображения Господня, где можно служить. Там есть сосуды, облачения, но нет просфор и антиминса – надо с собой приносить. И чтобы внутрь попасть, нужно ключ на Панагии брать. Мы молились возле храма, помянули всех, кто об этом просил, кого вспомнили. После молебна достаю телефон – оказалось, связь есть. Позвонил в наш храм, там как раз Литургия заканчивалась, поздравил прихожанок с днем жен-мироносиц, рассказал, что мы на вершине Афона.

Потом спустились, согрелись – и опять по монастырям.

Последнюю ночь и богослужение провели в Русском Пантелеимоновом монастыре. Утром поехали в Уранополис, сели в машину и вернулись домой.

+ + +

– За 9 дней на Афоне мы пешком преодолели 100 километров и посетили 17 обителей, хотя планировали 12, максимум 14. Лично я впервые побывал в монастырях святого Павла, Симонопетра, Эсфигмене. И, конечно, впервые на вершине Горы.

Думаю, если бы мы планировали этот подъем, брали теплые вещи, спальники, кариматы, одеяла – все эти дни носили бы такой груз на себе. А так нам батюшка в Панагии все нужное дал. В гору советуют обувать ботинки типа берцев, с толстой подошвой, а мы шли в простой обуви, и, слава Богу, никто ноги не подвернул, подошву о камень не порезал.

Ранее, ради подъема на пик Афона, мы планировали поездку на осень и теперь отказываться от этого пока не намерены. Хочу опять подняться на вершину и отслужить Литургию.