23 листопада
2017 р.
Об одиночестве Мелхиседека и важности братского общения
«Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития в человецех, подражай». Так говорит кающийся словами преподобного Андрея Критского душе своей. Перескажу по-русски: «Душа, подражай одинокому священнику Божию и царю, подобию жизни Христа в мире среди людей». Про кого здесь говорится? Кто этот одинокий Священник?

Это Мелхиседек, о котором прошу вас прочесть в Бытии (14 гл.). Это – таинственная личность, раз только появляющаяся на фоне священной истории. Но о нем не раз упоминается в святой Библии. Может быть, кто-нибудь подумает или скажет из слушателей или читателей письма моего: «странная мысль говорить о каком-то Мелхиседеке теперь, когда говорят и пишут не о ветхозаветной букве, а о духе смелого преобразования и возрождения церковной жизни, о стремлении к «снежным вершинам сыновнего по отношению к Богу дерзновения».

Пусть, конечно, желающие идут на «снежные вершины», а мне, по благодати сыну Церкви Христовой, приятнее пребыть на почве ее слова, возделанной святыми Пророками, Апостолами и святыми Отцами.

И я буду говорить о Мелхиседеке, если он, как говорит святой Павел Апостол, уподобляется Сыну Божию, или, как уже мы слышали от преподобного Андрея, продолжающего Павлову мысль, «Христово подобие в мире жития в человецех».

О Христе и Его подобии и образе слушать всегда радостно и полезно.

Мелхиседек – священник, задолго до Моисея и скинии, непосредственно Богом Вышним посвященный. Он – царь еще в патриархальный период жизни (при Аврааме), царь в духовном смысле, царь Салима, т.е. мира (у евреев и арабов Салим, или Салем, значит мир. Отсюда и священное приветствие арабов, употребляющееся у всех магометан, в том числе и у наших татар: «Салем алейкюм» и «алейкюм Салем» – означает мир с тобой).

Посланец Божий Мелхиседек один раз является и затем остается прообразом Христовым. Об этом читаем у Апостола Павла: «Мелхиседек без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7:3).

Он настолько высок по жизни, настолько возлюблен Богом, что Господь Иисус Христос не погнушался называться священником, подобным ему. Апостол Павел приводит свидетельствующие о сем слова псалма (Пс. 109:4; Евр. 5:6 и 7:21): «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Мне нравится его одиночество, его отшельничество, так как он живет с Богом, но, как только нужда повелевает, идет к людям и благословляет их. Живет он как отшельник и инок, но служит людям. И Господь Иисус Христос, – предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2:6), одинок среди людей. Вероятно, и в этом смысле Ему прообраз – Мелхиседек – по словам Великого Канона: «Христово подобие в мире жития».

Это один из самых ярких подвижников Ветхого Завета, которые, по словам святого Апостола, все были странники и пришельцы на земле (Евр. 11:13). Для нас, однако, важно знать, что это странствование общий удел нас, христиан. «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14).

И Апостол Павел, которому эти слова принадлежат, постоянно говорит о сем. По его мысли христиане все время должны помнить о том, что их пребывание здесь, на земле, кратко, и, исходя из этой мысли, они должны строить свою жизнь. Он не желает им скорбей по плоти. Он не отрицает ни брака, ни рождения детей, ни собственности, ни земных благ и радостей вообще, но все это христианин должен делать с мыслью и намерением более всего принадлежать Господу. Вот слова Апостола: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо приходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот» (1 Кор. 7:29-32).

Ясно видна здесь мысль Апостола: мы не должны ни на что в этом мире смотреть как на собственность, неотъемлемо на веки нам принадлежащую.

И я скорбел, когда читал и слышал о вашем отчаянии в те дни, когда вы покидали Крестовую церковь. Потому что на Крестовую церковь вы смотрели как на необходимое условие вашего религиозного благополучия. И сейчас вы духовно благодушествуете, воспевая Господа в уютной церковке; и боюсь я, что многие из вас ослабели бы и пали бы духом, если б вы и ее лишились. Ведь многие теперь уже не с вами, потому что мы не в Лавре. Многие не ходят в Лавру не потому что она теперь принадлежит раскольникам (а быть может, и еретикам), а только потому, что в ней нет уже останков святого князя Александра Невского.

Други мои, нужно хранить в идее и в жизни нашей принцип Церкви как общества, как святого общения избранных Божиих, нужно украшаться верою в Бога и Творца и Искупителя, верою, которой мы научены в Церкви же, нужно богатеть добрыми делами и собирать сокровище некрадомое и неистощимое на небе по слову, непосредственно сказанному Спасителем нашим.

Итак… от Мелхиседека перехожу к мысли о том же, о чем писал я вам во всех письмах своих: берегите Братство, это святое общение в Церкви.

Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами.

Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, Самую Церковь, Братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати Христианской жизни. А погибнуть церковное общение может только тогда, когда мы сами это сделаем, т.к. если мы этого не захотим и не сделаем, то общение с Церковью не уничтожит и весь ад во всем его могуществе и злой мудрости (Мф. 16:18).

Итак, будем хранить мир, братолюбие, ставить друг друга выше себя, искать случая друг другу сделать радость и оказать помощь служить друг другу тем даром, какой каждый из нас получил от Господа, изгонять всякую вражду и зависть и мелкую придирчивость друг к другу. А искушений и скорбей, которых будет еще, конечно, не мало, не чуждайтесь. Они необходимы для христианина и для Церкви неизбежны.

Откройте псалтирь и прочтите тот же мессианский псалом 109-й, где читали о Сыне Божием, священнике вечном по чину Мелхиседекову. Там яркими чертами набросан образ Бога, творящего Суд свой и правду, и силою своею спасающего род человеческий.

Среди могущества своего, – Он скиталец и бездомен, к победам Он идет страдальческим путем. Слушайте: «Господь одесную Тебя, Он в день гнева Своего поразит царей, совершит суд над народами, многих низвергнет, сокрушит головы в земле обширной». И обратите внимание: «От потока на пути будет пить, и потому вознесет главу».

Все это исполнилось в жизни Христовой. Он не имел где главы преклонить, но Он же и величайший Владыка, и единый Ходатай Бога и человеков. Он и наш Подвигоположник, за Которым мы бодро и неустрашимо пойдем, ничем не устрашаясь и не смущаясь ничего, по пути искушений и скорбей…

Желаю вам всякого доброго возрастания и, для более немощных из нас, молюсь, да продолжит Господь Свое милосердие и долготерпение, и Свои щедроты на нас недостойных, да будет время и возможность всем приготовиться к искушениям, которые в свое время придут на Церковь Божию.

Священномученик Иннокентий (ТИХОНОВ)

Публикуется в сокращении. 1923 год

Священномученик Иннокентий (в миру Борис Дмитриевич Тихонов) родился 22 мая 1889 года в городе Троицке Оренбургской губернии в семье городских мещан. Учился в Томской духовной семинарии, Питерской духовной академии. Постриг и сан принял в 1913 году в Александро-Невской лавре.

В годы Первой мировой войны служил духовником больных и раненых воинов. 

Играл на скрипке, увлекался церковной историей, окончил Петроградский археологический институт. Активно выступал против расколов и ересей, вел миссионерскую работу.

В 1917 году вступил в число братии Александро-Невской лавры, через год стал одним из основателей и руководителей Александро-Невского братства, созданного для религиозного и патриотического воспитания молодежи.

В 1922 году хиротонисан во епископа Ладожского и впервые арестован. С этого времени почти постоянно пребывал в заключениях и ссылках: 2 года в Архангельской губернии по обвинению в антисоветской деятельности, 2 года в Туркестане за «агитацию против изъятия церковных ценностей», 3 года на Соловках «за распространение литературы контрреволюционного характера», 3 года в Беломорско-Балтийском ИТЛ по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке духовенства Архангельска» (при проведении взрывных работ получил контузию, освобожден).

Назначался епископом Благовещенским (1930 г.), епископом Старорусским (1933), архиепископом Харьковским (1937), с 23 апреля 1937 года – архиепископ Винницкий.

Через полгода после закрытия Винницкого кафедрального собора лишился места служения и поселился в Хмельнике. 28 октября 1937 года арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, 29 ноября расстрелян. Реабилитирован в 1998 году.

Прославлен в числе новомучеников и исповедников Слободского края (1993), включен в Собор Винницких святых (2015).

Газета «Православная Винниччина», №10 (50), октябрь 2017 г.