5 січня
2018 р.
Подольские архипастыри: Архиепископ Кирилл
Четвертым Подольским архипастырем стал коренной москвич, богослов, незаурядный проповедник, ректор Московских духовных школ, впоследствии викарий Московской епархии, архиепископ Кирилл (Богословский). Благодаря его стараниям на Подолии состоялось воссоединение униатов с Православием, а также осуществлен ряд реформ, которые привели Подольскую епархию к небывалому дотоле расцвету.

Родился архиепископ Кирилл 14 мая 1788 года в селе Воздвиженском, неподалеку от Троице-Сергиевой лавры, в семье священника Платонова Лукьяна, при крещении был назван Константином.  С раннего детства мальчик проникся особой любовью к Церкви и богослужению. В девятилетнем возрасте Константин поступил в Московскую духовную семинарию, где получил новую фамилию – Богословский. За прилежание в учебе он был удостоен стипендии митрополита Платона (Левшина).

После семинарии Константин продолжил учебу в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1814 году со степенью магистра и оставлен в ней преподавателем церковной истории. За время учебы юноша утвердился в своем желании послужить Богу в иноческом чине, что и осуществилось 28 августа 1814 года, когда молодой и талантливый богослов принял монашеский постриг с именем Кирилл.  

Спустя три года отец Кирилл стал ректором Полтавской духовной семинарии и настоятелем Мгарского монастыря. В 1819 году он возглавил управление Новоспасским монастырем в г. Москве и был назначен ректором Московской духовной академии.

В период его ректорства в московских духовных школах произошли существенные перемены. Впервые лекции по догматическому богословию, которое преподавал Богословский, стали читаться на русском языке. В то время это было неслыханное новшество. Кроме того, отец ректор одним из первых в России занялся переводом Священного Писания на русский язык. За понесенные труды в 1822 году он был удостоен звания доктора богословия. В поле деятельности отца Кирилла входило также религиозно-нравственное воспитание студентов, в котором священнослужитель подавал молодым живой пример.

26 октября 1824 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 6 марта 1827 года он был переведен в город Вятск, в котором совершил перевод Евангелия для иноверцев и открыл четыре школы.

24 января 1832 года Св. Синод удовлетворил прошение Подольского архиепископа Ксенофонта об отчислении на покой, а вместо него назначил перспективного Кирилла.

В тот момент на Подолии сложилась тяжёлая ситуация, униаты все еще пытались удержать свои позиции. Паны-магнаты всячески способствовали унии. Прибыв на Подольскую кафедру владыка Кирилл с первых дней почувствовал это противостояние.  Он понимал, что для успеха православной миссии в регионе необходимы хорошо обученные кадры. Поэтому особое внимание уделил духовным учебным заведениям и школам.

Преосвященный открыл двухклассные училища в местечке Крутых и Дунаевцах. Для духовной семинарии он стал заботливым отцом, для ее студентов – хорошим другом. Лучшим выпускникам предоставлял перспективные приходы, вокруг себя старался собрать образованных и талантливых пастырей, для чего даже отправил соответствующее письмо в Синод.

По благословению архиерея Духовная Консистория издала распоряжение составить списки о количестве имеющихся на Подолии униатов. Как показал отчет, в одних уездах греко-католиков было много, в других они отсутствовали. Всем им владыка предложил добровольно воссоединиться с православными. Первыми на призыв архиепископа Кирилла откликнулись базилианский монастырь г. Бар и Никольская церковь из Каменца. Их примеру последовали прочие униатские приходы. Так в 1839 году совершилось мирное воссоединение последних униатов на Подолии.

Деятельность архиепископа Кирилла не ограничивалась только полемикой с греко-католиками. Будучи человеком милосердным, он особое внимание уделял нищим, сиротам, всем обиженным и обремененным. При этом не забывал об улучшении епархиальной жизни, заботился о чинности в богослужении, постройке храмов.

В 1831 году владыка обратился в Св. Синод с просьбой о выделении дополнительных средств на строительство новых и реставрацию старых церквей. В скором времени последовал высочайший указ на имя генерал-губернатора, в котором говорилось о высочайшем повелении министру финансов выделить средства на строительство в казенных имениях церквей.

Также владыка распорядился изъять на приходах латинские книги, иконы, разобрать боковые униатские престолы.

Архипастырь всячески пытался улучшить быт сельского духовенства, возникавшие между священнослужителями споры решал быстро и справедливо.

В период униатского произвола на Подолии польские паны отнимали церковные угодья, хутора, сенокосы, поля, тем самым обрекая православное духовенство на нищету. Архипастырь потребовал представить подробные сведения об этом. В процессе разбирательства выяснилось, что многие документы на земли были утеряны, тем самым утрачены права на владение землей. Владыка распорядился вносить сведения о церковных землях в церковную опись, чтобы в дальнейшем избежать подобных инцидентов.

Кроме этого, архиепископ Кирилл ходатайствовал перед Св. Синодом об увеличении платы духовенству за требы в связи с «изменившимися условиями жизни», а на беднейшие приходы установить жалование из казны. Прошение было удовлетворено, хотя в меньшей сумме: вместо 81 000 выделено 24 300 казенных рублей. Также владыка Кирилл распорядился, чтобы на каждом приходе был церковный дом.  

По своему нраву Подольский архипастырь был тихим, добрым, не любил ссоры. Часто о нем говорили: «Кирилл всех мирил». Без преувеличения можно сказать, что владыка был человеком мира и любви. Враждующим он говорил: «Знайте, что всякий шаг ваш назирают католики и евреи».

Архиепископ Кирилл обладал редким даром слова, послушать его проповеди приходили даже католики, а порой и евреи. Высокопреосвященный был в близких отношениях и постоянной переписке с Московским митрополитом Филаретом. До наших дней сохранилось 40 писем, написанных в период с 1817 по 1840 год.

Несмотря на занимаемую должность, владыка Кирилл остался аскетом и молитвенником, строго соблюдал посты, в среду и пятницу ничего не ел, кроме просфоры и чая, а все свое жалование раздавал бедным, так что в последние дни жизни не имел средств на приобретение необходимых лекарств.

Темп и образ жизни святителя превосходили человеческое воображение, это сказалось на его здоровье. В 1839 году он сильно заболел, для лечение ездил в Крым, но это практически не дало никаких результатов.

В 1840 году высокопреосвященный получил приглашение в Санкт-Петербург для участия в Св. Синоде. Состояние здоровья архиерея сильно ухудшилось, он просил об отсрочке, но его просьба была отклонена. Провожать владыку в столицу вышло множество людей, с которыми он беседовал о «границах жизни человеческой», а затем, подняв руки, произнес слова: «Призри с небеси, Боже, и виждь и посети виноград Подольския паствы, его же насади десница Твоя! Прощай, любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более!»

Эти слова оказались пророческими. В Санкт-Петербурге самочувствие владыки существенно ухудшилось, и 28 марта 1841 года, в Великую Пятницу, он скончался.

Чин отпевания для архиепископа Кирилла составил его близкий друг митрополит Филарет, который также откорректировал жизнеописание покойного архипастыря.  

Похоронили владыку Кирилла в Николаевской церкви Александро-Невской лавры.

Иеромонах Софроний (ЧУПРИНА)

Газета «Православная Винниччина», №12 (52), декабрь 2017 г.