16 січня
2018 р.
Протоиерей Петр Чаплинский: Грех – не бактерия на коже, водой его не смоешь
19 января Церковь празднует Крещение Господне, и одна из традиций этого дня – купание в водоемах. В последние годы, когда этот обычай стал особенно массовым, представители духовенства начали сдержанней отзываться о целесообразности крещенских купаний, а некоторые – прямо запрещать своим прихожанам участвовать в них. В преддверии праздника с просьбой высказать свое мнение о традиции крещенских купаний «Православная Винниччина» обратилась к протоиерею Петру ЧАПЛИНСКОМУ, настоятелю храма праведного Иоанна Кронштадтского при больнице скорой помощи г. Винницы.

 

«Если есть желание и вера – я ничего против не имею»

– Отец Петр, Вы благословляете своих прихожан на крещенские купания?

– Некоторых благословляю, некоторых нет. Это зависит от того, насколько правильно человек воспринимает этот обычай, есть ли у него потребность.

Не благословляю редко. Если у человека есть желание и вера – я ничего против не имею. Бывает иногда, когда видно излишнее, не по разуму, рвение – говорю: лучше не надо. Но это крайне редко случается, Господь вразумляет сам.

– Многие хотят окунаться на Крещение?


– Хотят многие, но на практике решаются не все.

– А Вы сами когда-нибудь участвовали в таких купаниях?


– Да, но в последние годы меня ограничивает то, что сразу после праздничной службы мы идем окроплять больницу – нашу «скорую», детскую инфекционную, поликлинику. Это требует времени и сил: надо обойти все этажи, палаты, помолиться, поздравить с праздником, где-то побеседовать, уделить внимание, договориться о причастии тяжелобольных... Заканчиваешь часа в 2-3, и к этому времени уже настолько устаешь и вымотан, что даже думать о том, чтобы куда-то идти, окунаться, не можешь.

«Мысль, что вода в проруби имеет особую силу, – это глупость»


– С какой целью люди окунаются на Крещение, зачем?


– Каждый по-разному. Для одних это благочестивая традиция, когда при окунании в освященную воду мы просим особого благословения Божия, чтобы через этот акт веры Господь укрепил нас, дал мудрость и разум, исцелил от немощей душевных и телесных. Для других – приобщение к давней традиции, третьим кажется, что они должны это сделать, ибо крещенные христиане.

– Эта традиция церковная или народная?

– Думаю, церковная. В давние времена народные и церковные обычаи были неотделимы: с принятием христианства верующие старались воцерковить всю свою жизнь. Нет, конечно, такого чина – «Купание в крещенской проруби», но само название проруби «иордань» говорит, что истоки традиции восходят к событию Крещения Господня. Возможно, возникновение традиции связано и с тем, что паломники, побывав на Святой Земле, окунувшись в священные воды Иордана, потом старались повторить это действо и на Крещение.

Традиция неплохая, как по мне – хорошая, но ее проблема в том, что сегодня многие люди окунаются, не осознавая – ради чего это делают. Просто некая бравада: «А вот я какой, не боюсь холода», дань не традиции, а моде: «Так делали наши предки-казаки, и мы так делаем»…

Как первый шаг, Господь принимает и такой подход – ведь многое мы делаем, поначалу не осознавая, а потом мало-помалу осознаем и глубину, и смысл.

Безусловно, языческое восприятие, мысль, что вода в проруби имеет особую силу и, независимо от нашего духовного состояния, исцеляет, – это глупость. Без покаянного чувства, без осознания своей греховности, без молитвенного обращения к Богу это все полная бессмыслица, магизм и суеверие. Надо понимать главную цель и к этому стремиться.

– А какова главная цель?

– Приобщиться благодати Божией! В этом цель любого церковного действия.

«Когда окунание важнее молитвы, Бога – это тупик»

– Сегодня не все священники и даже архиереи приветствуют крещенские купания, а некоторые прямо говорят – не благословляю.

– Возможно, они так поступают, когда видят, что все превращается в некий магизм, и хотят оградить своих верных от этого. Чтобы люди понимали: главное не в проруби совершается, главное происходит в храме, на Литургии. Когда акценты смещаются в прорубь, батюшка старается возвратить людей в храм и говорит – нет, нельзя.

Крещенское окунание не является само по себе чем-то плохим, но когда оно важнее молитвы, Бога – это тупик. И когда священник это видит, говорит – нет, братцы, вернитесь в храм, ибо главным вы пренебрегаете.

– В праздник Крещения священники освящают водоемы, можно ли сказать, что в этот день освящается вся вода?

– Как поется в тропаре праздника, «Днесь вод освящается естество». Но все зависит от смирения человека. Допустим, в каком-то дальнем селении во времена гонений на Церковь, когда не было ни одного храма вокруг, глубоко верующий человек выходил в крещенский сочельник к реке, молился Богу и с верой окунался в прорубь, а потом набирал эту воду и нес домой, чтобы окропить в такой великий праздник свое жилище – уверен, Господь посылал ему Свою благодать.

Но если в наше время человек пренебрегает храмом и освящением церковным, думаю, Господь, видя эту гордыню, не освятит ему воду в проруби.

– Многие считают, что, окунаясь в воду, они смывают грехи. Так ли это?

– Но грех ведь не на коже, в виде бактерии или грязи, это порабощение души диаволом, водой его не смоешь.

Если человек с глубочайшим смирением окунается в воду, понимая, что только Господь может очистить, то в этом случае душа освобождается от власти греха – гордыни, маловерия. Через любой акт веры душа приобщается к Богу. В этом смысле – да. Но не в том случае, когда человек украл что-то и думает: «Окунусь на Крещение и очищусь». Нет. Украл – верни, на исповеди в этом покайся и имей решимость больше так не поступать.

– Как духовное лицо, как врач какие советы Вы можете дать тем, кто хочет окунуться?

– Главное в крещенских купаниях – окунаться с верой и молитвой, понимая, что первостепенное, о чем мы просим Бога, – это спасение души!

Для болящих телом необходимо рассуждение. Бывают исключительные случаи, когда человек тяжело болен, с температурой, имея глубокую несокрушимую веру, окунается в прорубь и получает исцеление и помощь от Бога. Но это отдельные, особые случаи. Если человек дерзает на такой шаг, не имея на то благословения Божия, а просто по своему самомнению, это закончится печально. Отличить это, безусловно, непросто, и, может, батюшке в момент, когда берут благословение, Господь вкладывает в сердце, что сказать человеку.

Я считаю, не надо от Бога требовать чуда, когда в этом нет необходимости. Ну, заболел ты бронхитом – поболей немножко, попей антибиотик, сиропчик от кашля очень полезно, теплый чай, полежи, подумай о своих грехах, помолись. Болезнь тоже бывает во благо. И один Бог знает, что лучше – получить исцеление или смиренно потерпеть и выздороветь естественным путем. И чаще бывает, что лучше тихонечко смиренно поболеть.

«Крещенское окропление – традиция правильная»


– Вы упоминали об освящении больницы в праздник Крещения, жилые дома района также посещаете?

– Да, такая традиция у нас заведена от времени построения храма. Но в этом году, учитывая все эти глупости политические, не уверен, что просто пойдем по домам – только к прихожанам, и по предварительной записи, согласованию. Хотя, может, я изменю еще свое мнение.

Каждый раз, когда иду, я колеблюсь и как-то сник. В один дом заходишь – люди, хоть и далекие от церкви, искренне радуются, дети прыгают – видно, что святыня насыщает их духовно. В другую дверь стучишь: «Ну, заходите, ну, кропите, если вам нужно…» – и настроение падает, и уже смысла входить не видишь. Очень по-разному это происходит. Бывает, чуть ли не драться бросаются…

Крещенское окропление – традиция хорошая и правильная. Батюшка видит людей, узнает о болящих и потом может прийти на исповедь, причастие, соборовать. Кого-то утешит, поговорит, даст духовный совет… Это все очень важно.

– Нужно ли людям как-то заранее готовиться к приходу священника?

– Раньше благочестивые христиане, зная время, когда батюшка будет по их улице идти, убирали в доме, встречали священника всей семьей с зажженными свечами, подпевали «Во Иоардане крещахуся…» Это был символ встречи самого Христа, очень красивая, радостная традиция.

Сейчас люди очень заняты, многие работают – день ведь не выходной, так что нюансы могут быть. Но главное – радость, желание, чтобы Господь пришел в твой дом. Мало ли – не успел убрать, не суть важно. Главное – желание и вера.

– Можно ли самому окропить дом?


– Конечно. Для этого, придя домой после богослужения, нужно взять освященную в храме воду, налить в кружку, сделать кропило – пару веточек или колосков, и с пением тропаря обойти свой дом, окропляя все помещения, вещи, домочадцев. Только технику я бы не советовал брызгать, с ней надо осторожно обращаться.

Но если есть возможность батюшку пригласить, а человек этого не делает – это неправильно и абсолютно нецерковно.

Беседовала Татьяна Матяш

Газета «Православная Винниччина», №1 (53), январь 2018 г.