4 квітня
2018 р.
Подольские архипастыри: Епископ Евсевий

После кратковременного управления архиепископа Елпидифора (Бенедиктова) седьмым Подольским архиереем стал уроженец Курской губернии епископ Евсевий (Ильинский). На Подолье он оставил по себе добрую память как пастырь учительный и справедливый, как заботливый отец, пекущийся о просвещении и укреплении народа в праотцовской вере.

В 1809 году в семье Белгородского диакона Алексия Ильинского родился сын, названый в честь отца Алексеем. Воспитание мальчика проходило в родительском доме под строгим надзором отца, так что Алексей с раннего детства научился грамоте, стал петь и читать на клиросе. В 13 лет Алексей осиротел. Во время учебы в Курской духовной семинарии скромный и прилежный ученик обратил на себя внимание ректора архимандрита Анатолия (Мартыновского), который стал его покровителем.

8 декабря 1834 года в Братском Богоявленском монастыре при умилительном пении «Объятия Отча…» Алексей принял монашество с именем Евсевий. Через год, 1 января, в Киево-Печерской лавре состоялась диаконская, а за ней, 21 июля в Михайловском монастыре, иерейская хиротонии монаха. По окончании учебы в Киевской духовной академии Евсевий был удостоен звания магистра богословия за историко-апологетическое сочинение «Кто был первым митрополитом Киевским?» и назначен бакалавром СПбДА. Состоял в числе соборных иеромонахов Александро-Невской лавры.

В сентябре 1839 года отца Евсевия назначили ректором Киевской духовной академии с возведение в сан архимандрита. В Киеве ему удалось зарекомендовать себя перед высшим церковным руководством и стать приближенным к митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову). В июле 1841 года он стал настоятелем Выдубицкого монастыря в Киеве. Архиепископ Литовский Иосиф (Семашко), заприметив в архимандрите Евсевии перспективного церковного деятеля, писал: «…едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен».

31 декабря 1844 года отца Евсевия назначили ректором и профессором Литовской духовной семинарии. Это назначение и переезд открыли для него новые перспективы. И действительно, за время пребывания в Литве ему удалось стать настоятелем Виленского Троицкого, а затем Пожайского Успенского монастырей. В Троицкой обители при нем был освящен придел равноапостольных Константина и Елены, пожертвована богослужебная утварь, оборудована теплая церковь. По его ходатайству митрополит Филарет из ризниц Киево-Печерской лавры прислал в монастырь 11 архиерейских облачений и иконы. Отец Евсевий принимал активное и непосредственнее участие в жизни Духовной консистории. Во время эпидемии холеры в монастыре действовал лазарет для военных на 100 коек.

10 декабря 1848 года по ходатайству архиепископа Иосифа Святейший Синод избрал архимандрита Евсевия епископом Ковенским, викарием Литовской епархии.

31 декабря состоялось его наречение, а 1 января 1849 года в Троицком монастыре – епископская хиротония.

29 марта 1851 года епископ Евсевий был назначен управляющим Подольской и Брацлавской епархией. На новой кафедре он с первых дней занял жёсткую позицию по отношению к распространявшемуся старообрядчеству и даже составил в Синод аналитическую записку, в которой предлагал употребить строгие меры противодействия.

В 1857 году по инициативе владыки Евсевия была проведена ревизия Подольской духовной семинарии. Преосвященный охотно совершал визиты на приходы, часто служил в сельских храмах. Особое внимание уделял качеству произносимых духовенством проповедей, уровень которых не всегда был удовлетворительным, о чем владыка докладывал в Синод. Сам епископ Евсевий любил произносить проникновенные проповеди, говорил их часто и подолгу, что умиляло паству. Его богослужения отличались торжественностью и чинностью, чего он требовал и от приходского духовенства.

Вот какие сведения сообщались об архиерее в Трудах Подольского епархиального историко-статистического комитета (1895):

«Каждый праздник преосвященный Евсевий любил совершать службу Божию особенно торжественно, чем привлекал в храм народ, и в обычное время всегда молящихся поучал пастырским словом. Проповеди этот архипастырь говорил просто и ясно, чем производил сильное впечатление, утверждая в православной вере и отклоняя от латинства. Летом преосвященный Евсевий часто служил в сельских церквях, где тоже проповедовал. После службы устраивались крестные ходы на реку или колодец для освящения воды, или же вокруг церкви. Такая благолепность службы православной сильно действовала не только на прихожан, но и на католиков, которых привлекала к православию взамен недавно насаждавшегося здесь римско-католичества.

Благодаря ежегодным поездкам в епархию преосвященный Евсевий хорошо знал семейный быт и нужды подведомственного духовенства и всегда оказывал ему поддержку при ведении им тяжб с владельцами-католиками в гражданских судах из-за отнятий и перемен церковных угодий, каковые тяжбы не прекращались вплоть до освобождения крестьян от крепостной зависимости».

Священнослужители и миряне полюбили своего архипастыря, который стал для них настоящим отцом и образом веры.

Однако недолго владыка пробыл на благословенной Богом Подольской земле. 1 марта 1858 года он был назначен на Карталинскую кафедру, экзархом Грузии и постоянным членом Св. Синода. На новом месте, с присущим ему прилежанием, епископ Евсевий приступил к преобразованиям: утвердил новый штат канцелярии экзарха, в течение нескольких лет учредил два викариатства, стал вице-председателем Общества восстановления православного христианства на Кавказе, трудами которого к православию присоединилось более сотни ассирийцев. Также владыка провел реформу духовно-учебных заведений, следствием чего стало повышение авторитета духовенства в сфере церковноприходского попечительства. При архиепископе Евсевии состоялось освящение нескольких новых церквей, возобновлена деятельность общества по исправлению грузинской Библии. При этом иерарх не пользовался авторитетом среди грузин. В прессе его часто называли жестоким и открыто обвиняли в разграблении грузинских ризниц и древностей.

8 декабря 1877 года владыка Евсевий был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. За год он объездил все церкви в уездных городах и многих селах. В конце февраля 1879 года иерарх заболел, а 12 марта мирно отошел ко Господу. Прощание и погребение совершили 17 марта архиепископ Калужский Григорий (Митькевич) и викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Ладожский Ермоген (Добронравов). Заупокойное богослужение проходило в Преображенском кафедральном соборе города Твери при большом стечении народа. В 1935 году собор был уничтожен, а захоронение утрачено.

Архиепископ Евсевий (Ильинский) был почетным членом различных обществ, имел множество церковных и государственных наград. Блистательный проповедник, оратор, запомнившийся наиболее выразительными речами по случаю коронации императора Александра ІІ и покорения Кавказа в 1864 году. Талантливый богослов, автор ряда трудов по истории Древней Церкви. Благотворитель, почетный член Ковенского детского приюта, вице-президент попечительных о тюрьмах комитетов в Ковно, Каменце-Подольском (с 1852) и Тифлисе. Щедрый жертвователь на храмы и монастыри. Покровитель вдов и сирот духовного звания. Во время Крымской и Русско-турецкой войн помогал армии деньгами. Естественно, это не все заслуги Высокопреосвященного Евсевия, а только малая часть, ставшая ярким выразителем его веры и верности Православию, любви к Церкви и людям.

Иеромонах СОФРОНИЙ (Чуприна)

Газета «Православная Винниччина», №3 (55), февраль 2018 г.