7 квітня
2018 р.
Светлая седмица: Торжество в Церкви и в душах христиан

Празднуя Воскресение Христово, мы не отмечаем знаменательную дату, не вспоминаем бывшее некогда событие и не торжествуем в честь того, что когда-то Воскрес Христос. Празднуя Пасху, Церковь вводит нас в реальность Воскресения. Она переживает его всякий раз как единственный. Христос воскресает в Церкви каждый год.

Поэтому неудивительно, что, отпраздновав Пасху в конкретный день, Церковь возвращается к ней на протяжении всего года, каждое воскресенье и даже каждый день. В этом плане Церковь не перестаёт праздновать Пасху никогда.

С другой стороны, есть отдельный сорокадневный период от дня Воскресения Христова до отдания Пасхи – время непосредственного празднования, по окончании которого мы как бы откладываем пасхальное торжество до следующего года. Кроме того, есть Светлая седмица, каждый день которой совершается пасхальное богослужение, – время сугубой радости. В эту святую неделю мы не соблюдаем даже привычного поста, молясь дома, вместо обычного правила читаем пасхальные Часы, стараемся, по возможности, отказаться от работы. Эти дни – торжество пасхальной радости в Церкви и в душах христиан.

Вот что писал о Светлой седмице епископ Александр (Милеант):

«Для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращают нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» – приветствуем мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой седмице «все и всяческая» – Христос, Христос Воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании Литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко Гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объедания, в которое так легко впасть после долгого поста.

В пятницу Светлой седмицы бывает память иконы Божией Матери «Живоносный источник» и после Литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя! Христос воскресе».

Протоиерей Владимир ПУЧКОВ

Газета «Православная Винниччина», №4 (56), апрель 2018 г.