16 червня
2018 р.
Может ли Церковь одобрить кремацию?

Украинцы стали позитивнее относиться к идее кремирования после смерти. В городах, где имеются крематории, количество сожжений тел покойников растет, и главными причинами данной тенденции называют недостаточное количество кладбищ и высокие цены на похороны. Между тем Православная Церковь считает кремацию нежелательной для христиан и не одобряет ее. Может ли измениться ее позиция в этом вопросе? На вопрос отвечает протоиерей Владимир ПУЧКОВ.

– Сразу стоит оговориться, что та или иная форма погребения Церковью не догматизирована. Поэтому, рассуждая о кремации, мы говорим не столько о церковных правилах, сколько о традиции, которая, будучи древней и всё ещё общеупотребительной, стала для Церкви, так сказать, своей.

Апостол Павел называет тело человека храмом Святого Духа, поэтому Церкви свойственно трепетное и благоговейное отношение к телу умершего. Если понаблюдать за чином погребения, мы увидим, что к лежащему в гробу телу мы относимся почти как к святыне – ставим гроб посередине храма, несколько раз кадим вокруг… Такому отношению к телу человека вполне соответствует сложившаяся веками традиция погребения умершего в земле. Таким образом, мы воздаём телу покойного максимальное почтение и честь как Божьему творению и храму Святого Духа.

В кремации же, напротив, присутствует элемент пренебрежения телом. Удобство, экологичность, рациональность… В аргументах сторонников кремации понятия почтения к памяти или воздания чести вынесены за скобки. Да и чисто внешне процесс кремации больше схож с утилизацией. Подобное отношение к телу умершего является прямым следствием современного восприятия смерти, с его вытеснением смерти за пределы обыденной жизни: в больницы, в морги, в бюро ритуальных услуг – лишь бы подальше от живых, от их жизненного пространства, психологического комфорта и привычного жизненного ритма. А если смерти в нашей жизни не место, то зачем нам покойник? К чему с ним возиться, его погребать? Всё это утомительно, тягостно, а для родни и вовсе невыносимо… Куда проще с урной – ни тела, ни хлопот, и память осталась. Увы, современный мир живёт в атмосфере пренебрежения человеком, прежде всего, живым. Для мира он – часть рынка, социума, часть аудитории, электората. И кремация – всего лишь одна из форм проявления этого пренебрежения: умерший бесполезен, нужно сделать всё, чтобы от него не было вреда…

В этой связи вопрос, может ли Церковь считать допустимым такое отношение к человеку, можно, полагаю, даже не задавать. Поэтому одобрять кремацию Церковь тоже не может, и этого одобрения от неё не стоит ждать, сколь бы ни казались весомыми аргументы сторонников кремации.

В то же время, отказывать в совершении отпевания над телом, которое готовят к кремации, или же над пеплом уже кремированного человека нет ни малейших оснований. Хотим мы того или нет, а чин церковного погребения давно перестал быть строго церковным. Мы сегодня служим отпевание почти что над каждым умершим, если он только был крещён, не считал себя неверующим, не покончил с собой и не умер в момент совершения греха. Если, в надежде на милосердие Божие, мы отпеваем людей практически без оглядки на их жизнь, то можем ли мы отказаться это делать, оглядываясь на то, как поступают с их телами другие люди?

Газета «Православная Винниччина», №5 (57), май 2018 г.