28 липня
2018 р.
От чего спасает красная нить?

Последние две-три недели в православном сегменте Интернета проходят Дни красной нити. Рассуждают на тему «Красная нить, чем это плохо и почему нельзя». И ведь чего в этой нитке ни видят: и богоотступничество, и неверие, и отказ от участия Бога в жизни человека...

Хотя, на поверку, ношение красной нити – обычная придурь. А как ещё назвать веру в то, что обрывок нитки может защитить от предполагаемых напастей, которых, в свою очередь, не существует в природе? Придурь и есть. И нет здесь никакого отказа от спасения и предательства Христа. Потому что не важны для нитконосителей ни Христос, ни спасение, ни Божья любовь. Нельзя предать того, кого не знаешь. Вот неверие, согласен, есть. А ещё есть боязливость, инфантилизм и нежелание работать мозгами. Ну или просто, как в известной комедии, «все побежали, и я побежал». Но, всё же, не более того.

Речь не столько об этом, сколько вот о чём: нитконошение всполошило нашу православную братию так, будто мы впервые столкнулись с суеверием, а раньше и знать не знали, что такое предрассудки. Мы, у которых часть прихожан как ни гороскопы читают, так через порог боятся передавать, что ты им ни говори. И это ещё ладно, есть ведь и чисто «церковные» суеверия, с которыми часть нашей братии преспокойно мирится, а некоторые даже потакают.

«Дайте ребёнку в Чашу посмотреть, чтобы испуг прошёл», «у меня дочка рожает, откройте Царские врата», «мне покойник приснился, что нужно заказать?», «у меня голова болит, можно под Евангелие подойти?», «за умерших некрещёными молятся мученику Уару», «у меня икона с полки упала, что это значит?», «нельзя молиться за незнакомых людей, будут искушения», «если во время молитвы зеваешь – это вражеское воздействие», «после Причастия молчи, а то благодать потеряешь», «чужой крестик носить нельзя», «акафист Киприану и Иустине нужно читать от чародейства»... Надеюсь, никто не узнал себя?

Поблажливое или просто равнодушное отношение к предрассудкам внутри Церкви приводит к тому, что за обрядами, акафистами, «благодатью» и «искушениями» человек перестаёт видеть Христа и нуждаться в Нём. А нитконошение – всего лишь следствие. Дикое, досадное, глупое, но, увы, не единственное.

Протоиерей Владимир ПУЧКОВ

Газета «Православная Винниччина», №6 (58), июнь 2018 г.